Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Что делает логопед в школе?

15.11.2016
Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
  1. Коррекция звукопроизношения.
  2. Обучение навыкам словообразования и словоизменения.
  3. Накопление и совершенствование словаря.
  4. Развитие фонематического слуха и фонематических процессов.
  5. Развитие грамматической стороны речи.
  6. Развитие мелкой и  артикуляционной моторики.
  7. Развитие связной речи.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

-        развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

-        формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать учителя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

-        формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие пространственной ориентировки);

-        профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

 Чем поможет логопед первокласснику?

-        Научит четко говорить.

-        Научит задавать и отвечать на вопросы.

-        Научит вслушиваться в речь.

-        Научит понимать речь окружающих.

-        Научит читать, писать.

-        Предупредит ошибки на письме и при чтении.

Что включают в себя логопедические занятия?

    Дыхательную гимнастику, она укрепляет организм, речь становится плавной, ритмичной. Не умеющего правильно дышать ребенка можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. При правильном дыхании во время вдоха – грудь расширяется, и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему. Мы формируем речевое дыхание, когда воздушная струя идет по язычку. Поэтому дуем на язычок.

-        Артикуляционную гимнастику, она укрепляет мышцы лица и речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти). На каждую группу звуков разработан свой комплекс артикуляционной гимнастики.

-        Пальчиковую гимнастику, развитие мелкой моторики способствует стимуляции речи.

-        Логоритмику – то есть согласование движений с речью под музыку.

-        Самостоятельную двигательную и речевую  активность – развитие умения вести диалог, в активной позиции, умение слушать и задавать вопросы.

-        Обучение чтению и письму - учимся писать под диктовку и отрабатываем орфографические правила.

-        Развлечения (игры, загадки, викторины)  – повышают качественный уровень речевого развития ребенка.

Советы логопеда родителям первоклассников.

Эти советы помогут ребёнку успешно освоить русский язык и школьную программу: 

Правильное звукопроизношение –  к поступлению в школу у ребёнка полностью должно быть сформировано звукопроизношение. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду. Так как правильное звукопроизношение лежит в основе освоения грамоты.

Звуковая культура речи. Уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления). Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

Расширение словарного запаса. Для успешного обучения в школе, необходимо целенаправленно развивать пассивный (особенно в раннем возрасте), активный (в старшем возрасте).  Следите за своей речью, не допускайте ошибок, так как дети учатся у нас всему.

Связная речь. Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ. Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

Развитие мелкой моторики. Не так важно обучить ребёнка чтению, как подготовить руку к письму. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п. Игры можно организовывать в любое время (на кухне с крупами, в ванной с прищепками т.д)

Ориентировка в пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

Помогите своему ребенку,  и он скажет вам СПАСИБО! Не ругайте его за неудачи, обязательно находите положительные стороны.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Любовь Никаноровна Боева, логопед



Возврат к списку

МАОУ СОШ №5 г. Калининград