Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

История

Учителя -фронтовики

Великая Отечественная Война, навязанная германским фашизмом, стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием. Весь народ поднялся на борьбу с фашистами. Не остались в стороне и учителя. Учителя-фронтовики стали командирами и солдатами, внесли свой вклад в Победу. В нашей школе работали учителя, воевавшие в Великую Отечественную войну. Подробнее

 

Страницы прошлого   

История в фото

Первого сентября 1946 года по решению городского совета в бывшем немецком районе Розенау открыла двери для учеников школа № 5. За парту сели всего 119 человек.

Расположилось учебное заведение в красивом старинном здании. Здание школы было построено в 1892 году в эклектическом стиле, характерном для 2-ой половины XIX века, времени значительных социальных преобразований, стремительного роста городов и небывалого расширения строительства. Архитектурными особенностями эклектизма были внешнее подражание архитектуре прошлого, смешение архитектурных форм самых различных стилей. Прусский его вариант -Бидермайер, был создан на базе романтического переосмысления конструктивных приёмов зодчих орденского времени. Череду тяжеловесных громад из тёмно-красного кирпича под названием «башни Бисмарка» дополняли административные и школьные здания, вокзальные и станционные строения, водонапорные башни. Для фундамента нашей школы использовались камни бывших крепостных сооружений города. Арочные окна, витражи над входом в школу зрительно устраняли массивность и тяжеловесность фасада здания. В коридорах человек чувствовал себя легко и просторно, комфортно и возвышенно. Такому восприятию способствовали незавершённые колонны, плавно переходящие в арочные своды. Стены были украшены барельефами на темы детских сказок и легенд (эти барельефы сохранились до настоящего времени).   

Когда - то это было двухэтажное здание, в котором располагалась «Volk schule» - народная школа. То есть, это была школа для детей простого народа, проживающего в пригороде Кенигсберга с очень красивым названием Розенау («розы на лугу» - нем.). В 1908 году предместье Розенау было включено в городскую черту. В 1914г. рядом со школой было начато строительство новой кирхи. Однако первая мировая война и её последствия приостановили это строительство. И только в 1926-1928-г.г. стало улучшаться финансово-экономическое положение прусского «свободного государства» (11 августа 1919г. на руинах 2-го Рейха возникла так называемая «Веймарская республика»). Постепенно нараставшие прибыли от прямой и посреднической торговли с Востоком, стабильные инвестиции (в том числе - и беспроцентные сельскохозяйственные кредиты), получаемые от центрального правительства, способствовали выходу провинции из кризисной ситуации. Поэтому Розенау быстро растёт, здесь строятся промышленные предприятия, появляются новые жилые кварталы» В 1926 году для жителей Розенау была возведена кирха в готическом стиле по проекту А.Пфлаума. В 1928 г. в школе были построены спортивный зал и бассейн (там, где сейчас гардероб ), начата надстройка третьего этажа). Фахверковым способом подняли центральную часть здания над правым и левым крылом, сделав оригинальную конструкцию прочной, устремлённой вверх, и от этого ещё более красивой.(образец аттестата приложение №3) Необходимо заметить, что некоторые немецкие гости называют школу не «Yolk scnuie», a «Jan schule», объясняя это тем, что школа была со спортивным уклоном. Её куратором и спонсором был известный по тем временам футболист команды Восточной Пруссии, полное имя которого нам не известно, но в школе его называли Яном. Перед школой на берегу Лесного ручья раскинулся большой сад из фруктовых деревьев и цветников. А во дворе школы росло большое дерево -  «священный» тополь. Никто не знал, сколько ему лет. Этот тополь был занесен во все географические карты города XX в., как один из основных ориентиров. Примечательно, что на этом тополе висел температурный градусник, показание которого всегда хотели изменить «плохие» ученики, чтобы отменить занятия в школе. Зимой подносили кусочки льда к градуснику, чтобы температура понизилась ниже допустимой, а летом в знойный день дети изо всех сил натирали градусник. По правилам поведения в школе категорически запрещалось залезать на этот тополь. За эту провинность ученик исключался из школы на один месяц.
В некоторых учебных кабинетах до наших дней под классной доской сохранилась каминные выемки, где сжигали торфяные брикеты. А ещё кое-где встречается уникальное отверстие возле двери в класс, которое в те времена называлось « Loch». Эти отверстия возле учебных кабинетов служили для того, чтобы директор школы мог проверить дисциплину в классе и ход урока , не присутствуя на нём. То есть директор прикладывал ухо к этому отверстию и слушал, а потом делал выводы на основании услышанного. В здании школы на самом 1-ом уровне (там сейчас столовая) находилась квартира завхоза, где он жил со своей семьёй. Во время войны всем жителям Кенигсберга приходилось очень туго, И чтобы поддержать здоровье детей и обеспечить им достаточное питание, завхоз разводил кур на чердаке школы. Спустя много лет в школу приезжала дочь того человека, её звали Урсула. На школьном чердаке она нашла свой чайник, в котором носила воду и поила кур. Занятия в немецкой школе продолжались до 1944 года, пока Кенигсберг не перешел на осадное положение.
 
Во время штурма города здание школы практически не по страдало. Но рядом шли очень тяжёлые бои. Из окон школы видны корпуса завода «Электросварка», бывшего немецкого завода «Остверк» по ремонту танков и самоходных орудий. На рассвете 7 апреля эскадрилья Василия Козенкова вылетела на штурмовку огневых точек врага в районе «Остверка». Его самолёт был сбит. Последним усилием он направил горящую машину на здание завода. Раздался мощный взрыв. Гвардии майору Василию Козенкову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Ему был всего лишь двадцать один год. На территории школы установлен памятник В.Козенкову. Здесь лучшие ученики школы несут Вахту Памяти. После штурма Кенигсберга в Розенау находилась военная комендатура №4, а в здании школы 132-ой полк связи войск НКВД. 
 
После Великой Отечественной Войны 
  
В 1946 году город Калининград лежал в руинах, По решению городского совета в бывшем немецком районе Розенау открыла двери для учеников школа № 5. Первого сентября 1946 года за парту сели всего 119 человек, среди них было 13 учеников, которым аттестат зрелости помешала получить Великая Отечественная Война. Это были уже взрослые люди, которые смогли всего за один учебный год наверстать упущенное и успешно окончить школу в 1947 году. К 1 сентября 1948 года школу закончили 17 выпускников, а в 1949 году - 20. Первым директором нашей школы был фронтовой офицер (историк) Проскурин Аким Артамонович. Первым завучем была Ватковская Римма Вениаминовна. Педагогический коллектив нашей школы в 1946 году насчитывал всего 19 человек. 
 На второй сессии Московского исполкома города Калининграда в январе 1948 года было отмечено, что со школами в районе дела обстоят совсем неважно. Даже самая передовая школа №5 была не полностью отремонтирована, некоторые окна были вовсе без рам. С кадрами дела обстояли ещё хуже. 
Первыми учителями нашей школы были: по математике - Гусакова Галина Владимировна, Фарбер Самуил Наумович; русскому языку и литературе Проскурина Мария Ефимовна; физике - Голубев Иван Дмитриевич; немецкому языку - Демчук Зинаида Акимовна; в начальной школе (1-4 кл. ) - Кирсанова Татьяна Николаевна. Их было всего 19 человек, советских учителей, которые стояли у основания пятой Калининградской школы.    
В 1948 году в школу пришла историк Лобанова Татьяна Алексеевна, (Позже она работала завучем начальных классов, заведующей РОНО, директором школы № 16) А также пришел учитель начальных классов и учитель труда Бобровский Федор Семенович. Выпускники 1948 года вспоминают, что Федор Семенович был человеком большой души и мастером на все руки: слесарем, плотником, кочегаром, бухгалтером. Он «исследовал» подвал, кочегарку и бомбоубежище, где была масса труб и трубочек, и на каждой из них имелась эмалированная табличка с четкой надписью на немецком языке. Все эти надписи очень важно было знать, чтобы не случилось ЧП, потому что немецкая школа отапливалась торфяными брикетами, а трубы были предназначены для изоляции электрических проводов и подачи воды. Кроме того, в школе было много тонких труб с крючками на потолке посередине классов, по ним подавался газ для свечения газовых фонарей, Куда эти трубы вели и как соединялись друг с другом, без проекта школы понять было очень трудно, Демчук Зинаида Акимовна переводила текст табличек, а Федор Семенович внимательно осматривал трубы, и зарисовывал в тетрадь схемы. Ветераны школы рассказывали, что эта уникальная тетрадь и есть единственная сохранившаяся техническая документация, которую смогли составить о здании школы после войны, так как немецкие архивы сгорели. Сдали эту тетрадь в Калиниградское БТИ.  
После войны нужно было вдохнуть жизнь в старые немецкие стены здания школы: обеспечить тепло, освещение, подать воду, предоставить ученикам тетради и учебники. Последних катастрофически не хватало, и на одного ученика приходилось 15 тетрадей по 12 листов, на весь учебный год и по всем предметам. Поэтому черновиками для сочинений и задач были газеты и обёрточная бумага.  
Послевоенные годы были годами восстановления из руин и пепла старого города и рождение новой жизни. Жизнь учащихся нашей школы была неотделима от истории этого города и страны в целом.  
Старшая пионервожатая Соловьева Нинель Федоровна вспоминала: «В этом году пионеры и комсомольцы нашей школы принимали активное участие в общественных делах по благоустройству города: сбор металлолома и макулатуры, субботники по благоустройству парка 40-летия ВЛКСМ. Мы расчищали аллеи, сажали деревья. Очень много времени работали на стадионе «Локомотив». Выходили с плакатами «Даешь стадион!», С 1951 по 1954 года работали в совхозе «Победа». Особенно запомнилась встреча в Москве с мамой Зои Космодемьянской. Состоялась интересная беседа, в ходе которой она дала согласие на то, чтобы дружина школы №5 носила имя её дочери Зои».  
 
История школы продолжается.  
На школьной справке стоит юридический адрес - дом № 26. Это тоже дань исторической традиции. В 1811 году в Кенигсберге впервые появились таблички с названиями улиц и номерами зданий. В то время здания нумеровались, начиная от городской стены, по левой стороне улицы к центру и затем по правой стороне к городской стене. Такая нумерация сохранялась до конца войны. В районах, присоединенных к городу, начиная с 1905 г., здания на правой стороне улицы имели, как и в наше время, четные номера, по левой - нечетные.   
Выпускники написали в школьную летопись следующие строки:  
«Вот уже больше полвека в бушующем океане жизни и страстей есть остров знаний «Константа всех времён и поколений». Нескончаемым потоком идут туда дети, собирают они по крупицам знания. Свет любви и надежды озаряет им дорогу. Засияла этим светом птица удачи, летящая к солнцу. Засверкали золотом и серебром медали и аттестаты отроков 5-ой школы балтийского града Калининграда. А отроки эти выражали свою благодарность великим мудрецам - своим учителям, сотворившим это чудо »  
Это исследование стало началом большой работы по написанию истории нашей школы. И главный вывод состоит в том, что жизнь школы была неразрывно связана с жизнью старого и нового города, Кенигсберга и Калининграда. Поэтому в перспективе видим продолжение начатого исследования по двум направлениям:  
  • Судьбы учителей в истории школы, их вклад в развитие системы образования России.  
  • Тайны истории бывшего района Розенау, для жителей которого строилась «Janschule».


МАОУ СОШ №5 г. Калининград